Для того чтобы выяснить насколько сегодня важна религия и какое место она занимает в современном обществе мы обратились к благочинному Акимовского округа, настоятелю Свято-Казанского храма, архимандриту Аверкию.
Порядка 70 лет мы жили без веры. Советская власть сказала, что Бога нет, и всячески искореняла его из сознания людей. СССР распался и жаждущие сердца стали искать Бога. Это время было хорошей плодородной почвой для проникновения в сознание людей новых религиозных движений. Как вы считаете, почему люди, в своем большинстве, не вернулись к своей исторической вере, к православию, а стали искать иные пути к Богу? - Западные веяния всегда влекли народ своей новизной, своим модерном, легкостью. Если в православной церкви нужно достичь трудом спасение души: нужно поститься – это нелегко, молиться – это нелегко, то там все это просто. Достаточно поверить человеку и он уже спасен. Просто приходи, давай деньги, как у них это принято, попели, потанцевали и уже спасены. А в православии все гораздо сложнее, естественно это тяжело: стоять долгие службы, соблюдать длительные посты. Я считаю, что выбор людей основывается на легкости других верований. А также большая часть не вернулась к православию из-за того, что не передали им опыт веры православной. Если кого крестили тайно, то часто бывало такое, что крестные не были воцерковлены сами, у них не было опыта. Из-за этого перерывалась духовная нить и некому было молодежи сегодня передать веру.
Расскажите, пожалуйста, о назначении крестных. - Кто такие крестные? Когда крестят ребенка, ему даются восприемники, по церковному, а по народному это крестные. Крестные – это люди, которые воспринимают на себя обязанность передать опыт веры, воспитать духовность. Это не то, как считают сейчас: покрестили, пошли за стол и потом забыли. Раз в году подарок на Рождество подарить. Нет, ни в коем случае. Это касается живой души. Это душа человеческая. Это же дыхание жизни, которое господь вручает вам чистым и чистым с вас и спросит. Крестные должны передать опыт веры: что такое исповедь, что такое причастие, почему ребенок крещен именно в православной вере, а не в какой другой.
А если случается так, что родители хотят крестить ребенка, но ни у кого из их круга общения нет опыта веры. Как тогда быть? Как выбрать ребенку крестных родителей? - Пусть обратятся в храм, пусть начнут с себя. Но если уж такое положение, то наши работники могут стать крестными вашим детям. Это люди, которые находятся в храме, если они даже не уделят времени общению с ребенком, то хотя бы помолятся за него, и уже вразумят, что дитя через свои молитвы. Хотя позволительно крестить ребенка и не брать никого в крестные. Это в русской православной церкви, у нас уже пошла традиция брать пару: кума и куму. Вообще-то правильно и в требнике это указано, что для девочки надо брать женщину, для мальчика – мужчину. Это правильно, и этого желательно придерживаться. По желанию родителей даже можно всем своим детям взять одних и тех же крестных родителей. Канонического препятствия этому нет.
Раз мы заговорили за крещение, то хотелось бы спросить, откуда пошла традиция крестить детей в младенческом возрасте, если сам Иисус принял крещение в 30-летнем возрасте? - Есть икона «Благословим детей», на ней Иисус в окружении детей. Господь сам сказал, пустите ко мне их, ибо таковых есть царство небесное. Потому что они чистые, как ангелочки и они лучше впитывают понимание о своей вере. Не нужно ждать, ведь можно и не дождаться крещения. Так и не прийти к нему. Мы читаем молитву в первый день, когда женщина родит младенца, дальше мы читаем молитву на воизменование: дать имя ребенку на восьмой день. На сороковый день читаем очистительную, после родов, молитву матери. Господь призывает всех: «Придите ко мне все труждающиеся в обременении». Он не говорил: тех пускать, а тех не пускать. Не делаем различий между детьми и взрослыми. Но в Ветхом завете просто был закон такой у евреев, у них не было крещения, у них было обрезание. И переломным моментом было крещение в реке Иордан Иоанном Крестителем как покаяние. Иисус не нуждался в этом крещении, потому что он был Богом, по своим поступкам он показывал пример всем остальным.
Вы сказали, что женщина сорок дней считается нечеткой? А вот ребенка с какого дня можно крестить? - С первого дня от рождения.
Отец Аверкий скажите, пожалуйста, как православная церковь и лично Вы относитесь к другим деноминациям внутри христианства? - Лично мое мнение оно, конечно же, будет отрицательным. Потому что без православной церкви нет спасения человека, нет таинства, нужных догматических условий, через которые душа человеческая может достичь ту меру возраста, ту меру силы, чтобы унаследовать Царство небесное. После того как христианство раскололось на католицизм и православие, мы идем как и шли не делясь и не раскалываясь. Не считая внутренние расколы. Ну вы знаете Московский и Киевский патриархаты.
Простите, а как же исторический раскол православия, когда отделились православные староверы? - Да, действительно была реформация. Это происходило при патриархе Никоне. Он просто реформировал крестное изображение. Когда крестились двоеперстием, он утвердил троеперстие, в честь пресвятой Троицы. Патриарх вызвал греков, чтобы исправить ошибки в старых служебниках, ведь вера наша пришла с Греции. С целью чтобы не было различий у нас с греками. А староверы придерживались старых служебников, не обращая внимания на их ошибки. Это православие смешанное с язычеством.
А как Вы относитесь к тому, что сейчас делаются попытки возродить язычество? Все более и более людей становятся родноверами. Причем на территории Украины это произошло гораздо раньше, чем в той же России? - Ну что я могу сказать. Это «горе от ума». Если почитать «Апокалипсис», я не хочу сказать, что будет конец света, но все к тому идет. Господь просто не выдержит этого всего беззакония, этого зла. Человеку просто чего-то не хватает, ему надо что-то новое. Считают, что библия уже устарела. Нет, не Библия устарела, и не текст, который в ней есть, а человек, ступая с духом времени в ногу не хочет задержаться на секундочку с тем, во что верили наши предки. А надо бы задуматься. Я не думаю, что мы сегодня умнее наших предков. Наоборот они гораздо умнее нас, потому что и жили и были здоровее как духовно, так и физически. Ныне же человечество само себя уничтожает.
Если вернуться к вопросу о разных деноминациях внутри христианства, то хотелось бы узнать, как относится православная церковь к межконфессиональным бракам? Ведь всякое в жизни может случиться. Должна ли быть в семье единая вера и чья в этом случае вера, мужа или жены, является доминантной? - Апостол Павел пишет, что с хорошей женой муж просвещается или наоборот. Я придерживаюсь того же мнения, в принципе. Эта пара не может сразу принять таинство брака. Потому что в православии, естественно, мы не можем повенчать иноверца, он должен принять православие. И в других деноминациях такое же отношение к этому вопросу. Они могут быть незаконными сожителями, но церковного благословения у них не будет.
А если случится так, что супруги остаются каждый при своей вере, и рождаются дети. В чью веру надо обращать их матери, или отца? Как разрешить эту дилемму? - В любой семье, так или иначе, есть глава. Зачастую это, конечно же, может быть жена, особенно в молодых семьях. И тут уже играет роль, кто кому уступит. Тут и бабушки подключаются. То есть те люди, которые участвуют в воспитании ребенка. Хотя были действительно случаи, когда бабушки воровали детей и привозили в православную церковь дабы крестить их. Как Вы можете объяснить такой нонсенс: православная церковь признает только брак перед Богом, а законный, гражданский брак всего лишь сожительством. Согласно гражданскому кодексу Украины считается обратное, что брак перед Богом, если он не подкреплен печатями в паспортах считается сожительством? Если мы говорим за человека верующего, то я считаю, что для него дороже то, что вечно – это душа. Штамп в паспорте может не удержать, собственно и венцы не всегда удерживают. Самое главное, что в сердце, отношение друг к другу, любовь. А ведь что такое любовь? Любовь это жертва, ради блага близкого человека. Я считаю, что истинно верующий православный не согласится только зарегистрироваться и при этом не венчаться. Хотя сейчас многие называют себя христианами, но таковыми не являются. Есть прихожане, есть захожане, которые заходят лишь иногда в церковь, поставить свечу, но они себя называют православными христианами. И часто бывает такое: мы расписались, но мы испытали себя верностью, и лет через пять повенчаемся, если пройдем это испытание.
А как православная церковь относится к разводам, вот Вы сказали, что и венцы не всегда удерживают. И к повторным бракам? - Это есть, от этого никуда не деться. Но это очень печальный такой момент. В этом случае нельзя прийти в церковь и взять благословение на развод. Нельзя взять благословение развенчаться, можно взять только благословение на повторный брак. Это разные вещи. В общем, люди повенчались, жили вместе, их что-то не устроило и они, в общем разошлись. Никто не может дать вердикт: вам не жить вместе. Нет. Что Бог сочетал, человек не может разлучать. Но, коль они там уже нашли каждый себе вторую половинку, каждый живет своей жизнью. И вот тоже человек хочет повенчаться, спросить у Бога благословение на повторный брак. На повторное венчание содержит в себе больше не торжественный характер, а покаяние.
Вот Вы говорили, что есть прихожане, есть захожане. Скажите, кто же может считать себя православным, ведь для этого одного крещения недостаточно? - Если взять, к примеру, Западную Украину, пусть у них там и идет помесь православных с греко-католиками, но у них там был и есть закон, что человек, который не причащался раз в месяц автоматически отлучался от церкви. Он сам себя, получается, автоматически отлучал. И случалось, что если он заболевал или умирал, то его даже не отпевали. Потому что он был как самоубийца, он сам себя отлучил от Христа. Вот что касается того, кто есть захожане, кто прихожане. Вот, на сегодняшний день, на Западной Украине в воскресный день вы никого не встретите на улице, все идут в храм, от мала до великого. На сегодня, человеку необходимо, хотя бы причаститься начиная от Великого поста. Хотя бы два раза в Великий пост вначале и в конце, 2 раза в петров пост, в Успенский пост тоже два раза, дважды в Рождественском посту на свой день рождения и на свой день ангела.
Отец Аверкий, сейчас очень часто можно встретить обвинения в адрес христианских религий, в частности православия, в том что они ушли от изначального монотеизма. Считаете ли Вы подобные обвинения оправданными? - Нет, не считаю. Православная вера не отошла от монотеизма, потому что мы ежедневно читаем символ веры. Ведь сейчас человек зачастую даже не знает во что он верит. Он говорит, что бог у него в душе, но это неправильно. Что касательно обвинения, то я могу сказать, что мы исповедуем, это является догмой, веру во единого Бога Отца вседержителя.
Скажите, пожалуйста, не мешает ли обилие святых и молитв к ним увидеть людям главное – сына Божьего? - Не может мешать, потому что через посредников, коими являются святые, мы приходим к Богу. Я не думаю, что мы уже достигли самосовершенства, чтобы делать это самостоятельно. И к тому же, пожалуйста, никто не против этого – идите напрямую. Но человек настолько отдаляется от Бога своей греховностью, что можно взывать и взывать. Можно вызвать и вы будете услышаны, а можно стоять и топтаться на одном месте. И тогда мы призываем себе в помощь того или иного святого.
Как православная церковь относится к людским суевериям? - К сожалению это встречается и среди православных, вот эти отголоски язычества. Это у человека не в душе, но в крови. Вот эти все гадания, вера в порчу, сглаз, это все от язычества пришло. Оно впитывалось с молоком матери. Я считаю это то, что в человека добавляет дьявол. Он всячески пытается овладеть душой человека и свести его с истинного пути. Дьявол настолько тонкий психолог, что он уже знает, что человеку предложить, чтобы тот согласился на его уловку. Да, сейчас многие идут на это: верят в гороскопы, счастливые и несчастливые дни, ходят к гадалкам. Но это все говорит о неграмотности и бездуховности. Эти люди называют себя православными, но таковыми не являются, потому что отдают предпочтение языческим культам. Как правило, эти люди даже исповедоваться не умеют.
Как православная церковь относится к такому обилию телепрограмм об оккультизме, экстрасенсах, потустороннем мире? - У нас же демократия в стране. Запретить никто ничего никому не может. Мы очень много выступали против, и писали и обращались, но это, к сожалению, не помогает. Хотелось бы, чтобы больше внимания уделяли православию наши СМИ. Организовывать «горячие линии», чтобы любой человек смог позвонить и задать вопрос, который интересует конкретно его.
Нет ли в практике Вашего прихода совместного изучения Библии? Ведь очень часто, человек, который самостоятельно изучает Библию, сталкивается с очень непонятными местами в ней и у него возникает вопрос: как эту религию вообще можно называть гуманной? - Библия – это меч обоюдоострый. Если взять песнь Песней то там действительно можно заблудиться, так и не поняв о чем там идет речь. Для того чтобы правильно понять Библию, надо изучать ее коллективно. И придем мы к этому. Была у нас Воскресная школа, и мы хотим ее возобновить, как только появится возможность. Для того, чтобы правильно понимать Священное писание, надо его читать вместе в толкованием.
Сейчас ходят разговоры о том, что к Министерству культуры и туризма Украины хотят добавить национальные меншины и религию. Как Вы видите взаимодействие религиозных и культурных учреждений, и готовы ли Вы идти на сотрудничество? - Естественно, я всегда за. Но в зависимости от того, как это будет преподнесено. Можно человека убить словами, и словами можно воскресить. Точно так же и тут, если оно принесет пользу людям, если оно будет правильно преподноситься, то плохого в этом ничего нет. Если в качестве туризма поедут в Почаевскую лавру, Киево-Печерскую лавру, и там будет человек, который расскажет историю церкви, того или иного святого, как они жили, почему они так жили, то плохого в этом ничего не будет. Мы должны знать свою историю. Свою православную историю. Ведь это воспитает духовность в нашем народе.
Елена БАЧУРИНА, фото Р.Бачурина
|